Осенние веснушки 2018!

Срок проведения: 28 октября 2018

28 октября произошло традиционное событие в школе — «Осенние веснушки».

По форме — концерты хоров, по сути — «Осенняя Весна», некий реверанс Осени Весне с приглашением её в гости.

Что общего у Осени и Весны? Оказалось — веснушки! Те самые отметины солнышка, которыми оно помечает не только лица детей, но и одуванчики («веснушки Земли»), а у Осени «золотые веснушки» на листьях деревьев.

«Осенние веснушки! Веснушчатый концерт»! Как необычно! Как просьбу Осени к Весне поставим эпиграфом строки Афанасия Афанасьевича Фета — «Навей живительные грезы, И в сердце песню зарони!» — и поднимемся в концертный зал.

Начало концерта было торжественным с исполнением всеми канона-гимна Моцарта «Слава солнцу! Слава миру!». Моцарт — «первая гранд-персона Весны», а по высказыванию Д. Шостаковича – «молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

Хоры на концерте представлялись «возрастным crescendo»: «Первоцвет», «Апрель», «Жаворонок», «Рассвет», «Весна».

Свой первый песенный букет преподнёс «Первоцвет» — хор под руководством М. Л. Алексеевой. Младший хор представлял произведения программы в трогательной манере со старательно-детским стремлением обрадовать слушателей своим абсолютно искренним пением, с пониманием и воплощением простого содержания, которое только и может быть преподнесено е с т е с т в е н н о в передаче эмоций, с точным и аккуратным интонированием и полным доверием дирижёру. В этой программе Осень летела и курлыкала с «Журавликом» (Ж. Металлиди, ст. М. Яснова), а в двухголосии очень красиво и мягко звенела секунда на слове «зовёт», которую хористы исполняли безупречно! Браво, «Первоцвет»! Убаюкивала Осень «Колыбельной» (Е. Подгайц, ст. Л. Яковлева). Конечно же запомнилась не только греческая народная песня «Где ты колечко» с дуэтом флейт в проигрыше, но и весёлая песенка «Телега» (М. Минков, ст. М. Пляцковского) в которой, предположим, «и приехала Весна»!

Хор «Апрель» под руководством Т. Ю. Прокопец преподнёс иной образ Осени — дождливой и увядшей показана она в произведении Ц. Кюи (ст. А. Плещеева). Настроение поменяла следующая в программе хора забавная песенка про кота (Е. Адлера, ст. Мориса Карема в переводе с французского М. Кудинова) и еще больше болгарская песня «Чудо-ярмарка», увлекающая своей мелодией с замысловатым ритмом!

Вот тут-то обе наши гостьи «догадались», что их сближает — ярмарки! Ведь веселье имеет много общего, в какой бы сезон оно не проходило! — Ярмарка-суета! Но какая красота!

Хор «Жаворонок» под руководством И. А. Волосовцевой начал свою программу с известной русской народной песни «На горе-то калина». Задорная, плясовая, игривая она, казалось бы, совсем весенне-летняя! А оказывается, что именно осенью девушки ходили на луга «по калину». Около первого найденного ими калинового куста принимались петь и танцевать! Исполнение «жаворонками» моментально вызвало желание подпевать, воображение нарисовало красивые бусы из калины, венки и букеты из осенних трав, цветов, листьев в которых гроздья калины выделялись яркими «цветными аккордами»!

Произведения из цикла «10 детских песен» В. Калинникова ("Котик", "Осень", "Лихие наездники") слушались на едином дыхании всем залом, настолько «образно-зримо» была исполнена каждая песенка, которую отличает тесная связь музыки и слова, выразительная гармонически расцвеченная партия фортепианного сопровождения. Исполнение распространяло флюиды задушевности и элегичности мелодических интонаций, подкупало красотой и кантиленой звучания.

Все, что было чистым,
Пространственным, светящимся, сухим,-
Все стало серым, неприятным, мглистым,
Неразличимым. Ветер гонит дым,
Вращает воздух, листья валит ворохом
И верх земли взрывает порохом.

Эти строки Н. Заболоцкого уместно процитировать, потому что хор «Рассвет» под руководством Дмитриевой Т. М. своим первым произведением «В октябре» (М. Ипполитов-Иванов, ст. А. Майкова) внес иную, чем до этого, динамичность звучания. Осень завихрилась, порывисто закружила пространство ветряными порывами, распустила «длинные космы» дождевых ненастий, заставила «реки ворчать сердито», наказала жалобно шуметь рощам, а небу — «тучами грозить». Этот «портрет», контрастно представленный в общей программе концерта, звучал выразительно и мощно!

Холодная и беспокойная «осенняя стихия» не смогла рассеяться быстро, и отзвуки её вплетались обертонами в следующее произведение хора — «Вечер» (М. Глиэр ст. А. Плещеева), который всем —

Напомнил музыку ветров,
Как зазвучал мотив простой и гениальный,
Светло, торжественно и чуть печально
Немножко робко и без лишних слов.

Каким наслаждением было слушать это произведение с изумительными секстами в двухголосии, с красивейшими «тритоновыми реверансами» в секвенциях, с тончайшими соединениями разных тональностей в мелодии и гармонии!

Весна же вероятно «не усидела, присмирев» и напомнила о себе (и о Лете) русскими песнями — "Пойду ль я, выйду ль я" и "Уж я золото хороню".

Нужно заметить что, как и гостьи концерта, так и обе песни относятся к контрастным сезонам, хотя имеют общее предназначение: первая — весенние обрядовые хороводы, а вторая— святочные обрядовые гадания. Это был «мостик», который перекинул хор «Рассвет» и напомнил о скором появлении у нас у всех любимой белоснежной красавицы-Зимы.

Тем не менее, именно эти песни «Рассвета» превосходно подготовили «выход» Весны с её любимым хором «Весна» (старший и кандидатский), руководителем которого является Н. А. Аверина.

Первое произведение программы было дебютом — «Весь мир поёт!» — с музыкой Ю. Тихоновой на стихи самого т и т у л о в а н н о г о поэта России Романова Константина.

Напомним — Великий князь Константин Константинович Романов, поэтический псевдоним К. Р. — внук Николая I, член Российского Императорского дома, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэт, переводчик и драматург.

Звучание хора и исполнение произведения в прямом смысле разомкнуло зал, выплеснулось, опоясало и разошлось большими звуковыми волнами в пространство вокруг и около школы! Настолько ликующе-торжественным, радостно-восторженным было пение!

А дальше хор своими чистейшими интонациями начал «наполнять «Криницы» (А. Эшпай, ст. А. Карпенко), в которых текучесть мелодических фраз вызвала неподдельное восхищение какими-то «потаёнными наплывами» — почти заканчивается одна и почти начинает другая. В этой малюсенькой музыкальной связке — «почти» — филигранное мастерство понимания смысла строфы-строки-фразы дирижером с интонационным воплощением поющими! «Легатность» присутствовала во всём — в прямом, внутреннем

и скрытом интонировании. Такие «арочно-смысловые лиги» доступны только о ч е н ь хорошим исполнителям. Но прежде всего их этому нужно научить. БРАВО!

И опять Весна! — программу продолжила развесёлая хороводная песня «Во лузях».

Этот любимая народом танец-песня, кстати, запечатлена на песенных лубках XIX века! Такие «потешные открытки-картинки» были очень популярны и не только распространялись, но и украшали дома и избы. Их брали в военные походы, как напоминание о радостях семейного быта, по ним учились читать, они служили «текстовой подсказкой» для возникшего момента отдыха или совместного пения.

Однако, ведущим концерта стало понятно, что нужен какой-то маленьких комплекс подвижных упражнений потому, что младшие стали «себя усаживать птичками на жердочки», отвлекались и немного «гомонили». Для снятия мышечной усталости Надежда Владимировна всех подняла, попросила потянуться, под «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского помаршировать на месте и напомнила, что у слушателей тоже есть свои «правила», которые необходимо выполнять во время присутствия на концерте.

Вовлечением всех хоров в коллективное пение стало исполнение "Хорала" (Е. Подгайц, ст. У. Блейка). Но прежде всего было предложено послушать и запомнить любые слова произведения, которые после исполнения были не только восстановлены, но доступно и понятно прокомментированы.

Все, кроме солирующего хора, интонировали всего один звук. На этом длинно-протяжном тоническом тоне медленно и тихо звучали в просветлённых гармониях и прозрачных линиях вокальных партий мудрые, философские слова Уильма Блейка.

Есть редкие музыкальные произведения, в которых композитор стремиться погрузить слушателя в «звучащую паузу», в «музыку тишины», в «звучащее молчание». Такие композиции называют «тихими кульминациями». Вероятно, в канве выстраивания программы, именно момент созерцания, погружения в музыкальную медитацию, был очень важен.

Следует отметить, что после каждого произведения на протяжении всего концерта, аплодисменты никогда не «срывались» моментально. Всегда присутствовали «звучащие паузы»! А после «Хорала» такая пауза была более долгой.

Вызвала восторг стремительная, виртуозно исполненная песня "Веники" (русская народная песня в обр. Рубцова)! Какое потрясающее мастерство! Какая «дробушная, рассыпушная» наиточнейшая дикция! Текст и интонирование в темпе Presto ни на одну секунду не снижались! Возможно, песню пели на праздниках Троицы — «На Троицу веники строятся!» — и связанными с ними ритуалами, и возможно в основных словах текста «веники-помелики» содержится скрытый смысл. Сама же Троица отмечает «раздел» между Весной и Летом.

Сюрпризом оказалась еще одна часть концерта с общим разучиванием и исполнением произведения "Зелёная музыка" (Е. Подгайц, ст. С. Козлова). Сама мелодия, удивительный текст, как и многие стихи замечательного современного поэта Сергея Козлова, «рисовали» пастели зелёных оттенков, мягко и лирично.

Заключало всю программу концерта произведение "Кому песню поем" (В. Рубин, слова народные). Хор торжественно славил и рассылал пожелания — «Кому эта песенка достанется, тому сбудется, не минуется!». Почти набатными перекличками громко звучали восклицания — «Слава! Слава!». Этим мощнейшим, ликующим исполнением хора, с пожеланиями каждому самых лучших исполнений его надежд, закончился великолепной кульминацией концерт «Осенние веснушки»!

Но праздник продолжался. Дальше были игры, которые специально приготовили дети и в которых с удовольствием участвовали как ученики, как и педагоги. Были и танцы, традиционно исполняемые на этом празднике. Были вкуснющие «осенние» пироги — шарлотки! Было радостное общение и всеобщее удовольствие от состоявшегося «хорового действа с последующими кодами»!

А за окном ОСЕННЯЯ ВЕСНА…
Да знаем, знаем - это сумасбродство,
Закружен этот день и может в том вина,
Что Осень и Весна явили своё сходство.
Бывает так,… пройдет, ну а пока
Весна скользнёт по слякоти, по лужам,
А к вечеру взметнется в облака
И луч осенний пригласит на ужин

Фотографии с мероприятия


Читать дальше