Музей музыкальных инструментов

Первая лекция-коллаж в музее музыкальных инструментов.

21 октября 2018 года состоялась 
первая лекция-коллаж в музее музыкальных инструментов: 

• Магический инструмент для вызывания богов Перуна и Стрибога; 
• Инструменты-идиофоны; 
• Музыкальный инструмент из тыквы; «Африканское ручное пианино». 
Скажем, что Осень тихо влетела в музей и задержалась в нём, может быть послушать, может быть напомнить о себе, как еще присутствующей в окружающей нас природе, может быть вызвать воспоминания, что именно Осени и свойственно. 
И её присутствие уже ощущалось в оформлении музейного пространства — в разложенных листьях, яблоках, композициях из разнолистных веток деревьев, шиповника, особом запахе и цветовых гармониях осенней пастели. Тихое увядание, дарующие особое состояние мягкой и светлой грусти с воспоминаниями о солнечных красках лета и «лоскутной» поре бабьего лета, обо всем, что можно сказать словами поэта — «очей очарованье». Всё вместе присутствовало в музее этим 21 днём октября и настраивало на ожидание чего-то и еще, нового, интересного и необычного. 
Так и получалось по замыслу лекции-коллажа, в частях которой переплетались и сменяли друг друга сообщения о первых инструментах и инструментах, не требующих особого вмешательства и звучащих «сами по себе», о разнообразных музыкальных инструментах созданных народами Африки. Их оказалось не так уж и мало. 
К тому же даже самые неприметные музыкальные инструменты, как, к примеру, свистульки оказалось имеют многовековую историю. О свистульках и значимости их присутствия в жизни человека рассказывала Виктория Перцовская. В конце своего рассказа Виктория предложила посетителям (ученикам школы и их родителям) поимпровизировать на свистульках, металлофонах, барабанах, джембах, кимбалах (пальчиковых тарелочках), бар-чайзе, гуслях и т.д., чтобы воссоздать краткие воспоминания ушедшего лета, наполненного перекличкой птиц, звоном воздуха, особой атмосферой радости и удовольствия. Импровизация получилась и замечательным образом окунула всех в пространство звуковой палитры ушедшего сезона. 
Очень интересная часть лекции была посвящена инструментам-идиофонам, источником звука которых является само тело инструмента или его часть, не требующие для звукоизвлечения предварительного натяжения или сжатия (натянутой струны либо мембраны). Это самые древние виды музыкальных инструментов, не считая человеческого голоса, о которых рассказывала Вероника Огурцова. Их достаточно много в нашем музее — трещотка обычная и ветровая, ложки, кастаньеты, трензель (треугольник), варган, клавесы (деревянные палочки), ксилофон, дудочки, колокольчики, маракасы из бутылочной тыквы лагенарии. 
Надо заметить, что все лекторы продумали свой «костюмный имидж», но удивление вызвал Всеволод Загуменный, который оделся в мексиканском стиле— большое сомбреро, пончо, замысловато опоясанное кожаным поясом, разноцветное ожерелье на шее. Столь необычное костюмирование было необходимо для представления им некоторых музыкальных инструментов этнической экспозиции музея — шекере, рейнстика, калимбы. 
В кинозале (класс 301) лекция была продолжена, и посетители смогли увидеть и услышать все инструменты, о которых говорили лекторы. Удивляли сюжеты видеофрагментов со звучанием русских окарин, многие впервые увидели и услышали музыкальные инструменты обихода православных монастырей (деревянное и железное било, царь-било в Акулове Одинцовского района, фрагменты фестиваля «Звучащая бронза» в Коломенском парке). Заинтересовало звучание шекере в джазовом оркестре, импровизации на коко-калимбе и исполнение известных произведений, как саундтреков к фильмам «Властелин колец», «Амели», так и классических произведений, на концертной хроматической калимбе. 
Хорошо было в музее! Он наполнился музыкой и интересом! Инструменты ожили и пели! 
Пожелаем новых открытий нашим лекторам и новых историй о музыкальных инструментах, которые есть в нашем музее, и которые содружны, родственны и связаны с огромной галактикой инструментов мира!

Фотографии с мероприятия!

Вторая лекция-коллаж в музее музыкальных инструментов!

29 ноября 2018 года в школьном музее музыкальных инструментов прошла вторая лекция-коллаж:

  • «Свистуны и свистуньи. Художественный свист»; 
  • «Инструмент-кулон: варган».

На лекцию пришли учащиеся хора «Апрель». И их появление в музее было похоже на залетевшую в музей шумную, непоседливую и гомонящую воробьиную стаю! В музее тут же возникла атмосфера нетерпеливого и радостного ожидания чего-то интересного и нового!

Наши лекторы, — Вика Перцовская и Всеволод Загуменный — надо честно признаться, не ожидали такого большого количества посетителей: «апрелевцев», их родителей, которые, чтобы не скучать в ожидании тоже зашли на лекцию и привели с собой других своих малышей.

А ученики сразу в нетерпении и желании быть поближе к лектору, несмотря на просьбу чуть-чуть отодвинуться, теснились и, прижимаясь к друг другу, всё плотней и плотней надвигались плотненькой толпой на него.

Но лекторы сориентировались и озадачивали посетителей неожиданными вопросами — «Прилично ли в доме свистеть? А кому необходимо было свистеть? Кто такие ямщики? А может ли быть свист художественным? Если человек свистел, подражая птицам, то есть ли птицы, которые подражают человеческой речи? Какие? Как называется варган «по-русски», если отправное слово «зуб»? В каких странах есть варган? Кто на нём играет?»

На вопросы и Вики, и Всеволода дети отвечали с удовольствием, перебивая друг друга и стараясь ответить первым! Это было замечательно!

Но больше всех обрадовал «кинозал» (301 класс), в который «воробушки» ворвались и загалдели от удивления и неожиданности — на столах были разложены самые разные инструменты, которые моментально завладели вниманием и желанием потрогать и поиграть на них!

Выражаем благодарность Юлии Валентиновне Фадеевой, которая разрешила использовать инструменты коллекции её Орф-класса!

Конечно, коллективное музицирование было включено в лекцию. Однако, прежде предлагалось посмотреть и послушать видео фрагменты, иллюстрирующие темы лекции.

В моменты просмотра диалоги с учениками были продолжены. Дети определяли качество исполнения произведения у мастеров художественного свиста и выставляли «свои коллективные оценки» — за точность интонирования, за воспроизведение высоких нот, которые тоже должны были исполняться чисто, за музыкальность. «Победил» по мнению всех известный в России и за рубежом мастер художественного свиста Александр Бармин.

Удивились, что для варгана Иоганн Георг Альбрехтсбергер — австрийский композитор, органист, музыковед и музыкальный педагог, у которого учились Иоганн Непомук Гуммель, Карл Черни, Игнац Мошелес, Людвиг ван Бетховен (прежде всего, контрапункту) — написал семь концертов для варгана, мандоры и струнных.

Послушали и опять-таки «оценили» исполнительское качество и виртуозность варганистов из Индии и Америки.

Восхищенно определяли, сколько подражаний было при игре на варгане у очень талантливой девочки из этногруппы «Добун» политехнического лицея республики Саха, и чей голос (мужской, женский, «компьютерный») звучал в технике горлового пения (Чейтен Байтушкина).

Смеялись и удивлялись подражаниям человеческой речи ворона Карлуши и зелёного попугайчика, который «пел» «Беловежскую пущу», «Птицу счастья» и «Песню Красной шапочки».

И вот наконец-то, выбрав фонограмму сопровождения, попробовали создать спонтанный шумовой аккомпанемент! Инструменты моментально захватили все внимание! Каждому хотелось поиграть погромче и побыстрее, чтобы именно его инструмент был слышен! «Бубумкали-бабахали, трещали и стучали» самозабвенно!

Но и «оценили» своё «исполнение» вполне адекватно – « шумели, не слушали друг друга». Какие молодцы наши дети!

Но всё происходящее с музицированием на инструментах было вполне понятно – слишком велико желание поиграть, потрогать, попробовать не один инструмент, а и другие! И слишком притягателен мир музыкальных инструментов, от которого «и руки, и уши, и глаза разбегаются»!!!

Для лекторов опыт второй лекции будет очень важным — умение владеть вниманием аудитории, направлять внимание в нужную сторону, откликаться на желание посетителей и все же следовать «плану лекции».

Поблагодарив лекторов, «воробушки» устремились к угощениям, которые им приготовили организаторы лекции.

Мы благодарим маму Всеволода Загуменного, Людмилу Фаритовну, за помощь в подготовке и первой, и второй лекции в оформлении музейного зала, за оформление вместе с Всеволодом музейного альбома! За понимание важности музейной деятельности, за творчество и соучастие!

Полностью интереснейший материал по темам лекций вы можете почитать в лекционном альбоме в зале музея, а также увидеть в нем свои фотографии!

«Познание начинается с удивления» (Аристотель) — прекрасный девиз для нашего музея!

Приходите! Удивляйтесь! Познавайте! Радуйте себя открытиями!