Особенности обучения

Особенности устройства школы «Весна» 

По учебному плану «Весна» – обычная музыкальная школа с одним отделением (хоровым). Дети здесь учатся тоже самые обыкновенные. Все поют в хоре, играют на фортепьяно, изучают сольфеджио и музыкальную литературу. Проучившись 7 лет, они получают свидетельство об окончании музыкальной школы. Действительно, все обычно. Но все, кто хоть чуть-чуть знаком с «Весной», кто хоть раз побывал на её концертах, занятиях или просто на несколько минут зашёл в школу, все в один голос говорят о её необычности.

Главная задача школы – воспитание с первого дня пребывания ребенка в школе любви к музыке, трепетного отношения к ней, потребности трудиться во имя неё. Большую роль играет атмосфера в школе, позволяющая детям воспринимать её как свой дом, где трудиться радостно. Здесь ребята не делятся на более или менее способных, что неминуемо происходит в любой музыкальной школе. Просто те, у кого не возникло желание учиться дальше, уходят сами. Для остальных занятия в «Весне» становятся любимым делом. Делом жизни.

Среди изучаемых предметов ни один не называется «специальностью» (это слово просто не употребляется). Каждая учебная дисциплина, каждое мероприятие учебного и воспитательного процесса в школе считаются одинаково важным. А хор – не просто предмет, это основа всего музыкального воспитания и место духовного обогащения и душевного общения. Нужно раскрепостить детей, высвободить их энергию творчества, создать условия для того, чтобы каждый почувствовал или захотел почувствовать себя индивидуальностью, личностью. Никакого противоречия здесь нет. Из безликих певцов получится безликий хор.

Структура Младших хоров:

Всего в нашей школе восемь хоров. Кроме Старшего хора, в школе существует семь младших хоров, где ребята распределяются по возрасту:

Дошкольный  хор Д1 "Капельки" – 5 лет; 

Дошкольный  хор Д2 "Ручеёк", Д3 "Родник" – 6-7 лет; 

Младший хор "Первоцвет"  – 7 лет; 

Младший хор "Апрель" - 7-8 лет;

Средний хор "Жаворонок" – 8–9 лет.  

Хор "Рассвет"


Большинство руководителей младших хоров – выпускники «Весны», имеющие высшее консерваторское образование. Это обеспечивает профессионализм в работе с детьми, взаимосвязь хоров и преемственность традиций. Хормейстер руководит одним хором, ведя своих детей несколько лет, переходя вместе с ними с одной ступеньки на другую. Помощником во всей учебной и воспитательной работе является концертмейстер хора.

В занятиях с малышами на первых этапах самое большое внимание уделяется унисону и точности интонации. Причем, не только точности звуковысотного интонирования мелодии, но и окраске звука, его качеству. К пению многоголосия переходят только тогда, когда в хоре выработался хороший унисон и появились успехи в осознанном слышании самостоятельной фортепианной партии, других музыкальных инструментов, в умении различать различные ритмы, тембры, штрихи и их сочетания, в нахождении нижнего голоса в упражнениях и попевках. Сознательная и кропотливая работа над вышеперечисленным приводит к тому, что уже кандидатский хор, т. е. ребята 2–3 классов, разделены на хоровые партии, а основа репертуара – двух- и трехголосные произведения.

С самых первых занятий дети привыкают не просто петь, а творить музыку. Здесь привлекаются всевозможные средства: от увлекательных рассказов и слушания пластинок до сценического обыгрывания песен и проведения различных вечеров. При таком подходе особое значение получает проблема репертуара. С самого маленького возраста ребенка руководитель хора, оберегая ребят от плохой музыки, ориентируется на лучшие ее образцы, на классику, выбирает произведения только с хорошими текстами.

Ставя перед собой цель осознанного пения, вдумчивой работы на хоре каждого ребенка, с первых шагов внимание уделяется пению по нотам: дошкольники с помощью различных пособий (фланелеграфа, «лесенки», ручного нотоносца) пытаются петь сольфеджио несложные песни и попевки; в Младшем хоре у всех появляются хоровые партии, правда, пока только для условной ориентации; в Кандидатском хоре пение по нотам становится естественной частью хоровой работы.
Здесь же воспитывается святое отношение к нотам: их берегут, подклеивают, переплетают, оформляют. Кандидатским хором собрана уникальная библиотека лучших хоровых произведений, написанных для младшего и среднего возраста.

Большое значение в становлении хора, как коллектива, играют концерты и праздники. В конце первой четверти все хоры собираются вместе на традиционный праздник «Осенние веснушки». Здесь ребята знакомятся друг с другом, показывают, чему они смогли научиться за два месяца работы. Самых маленьких поздравляют с их первым концертом. Перед Новым годом каждый коллектив придумывает что-то для себя. Это может быть концерт для родителей, постановка музыкальной сказки или целый музыкальный вечер с пением, стихами, музыкой, подарками, чаепитием. Третья учебная четверть обычно бывает очень насыщена музыкальными событиями. Самые маленькие готовятся к концерту для мам и бабушек, а ребята постарше ведут концертную деятельность за пределами школы.

В конце учебного года Младший, Средний, Кандидатский и Старший хоры участвуют в Отчётном концерте, который уже много лет проходит в одном из лучших концертных залов Москвы: в Большом зале консерватории им. П.И.Чайковского.

Структура Старшего хора:

Старший хор состоит из четырех партий, каждая возглавляется, вернее, руководится старостой, один из которых старший – секретарь совета старостата. Старостат – первый помощник руководителя по вопросам учебным и творческим. Староста руководит шефством старших над новенькими, контролирует работоспособность партии на занятиях, принимая необходимые меры, чтобы каждый певец знал партию и умел её исполнять. Он определяет, кто из хористов готов к концерту, на кого можно рассчитывать и на кого пока нельзя. Преподаватели часто советуются со старостами партий и учитывают их замечания и наблюдения при определении наиболее трудных мест в произведениях для отдельной работы над ними.

Весь хор разбит на звенья, в каждом из которых 15–18 человек. В звене есть и младшие, и старшие, и сопрано, и альты. Формируются звенья в процессе роста хора и вырастания из него выпускников, место которых занимают молодые. Звено – организационная и воспитательная ячейка хора. Его возглавляет звеньевой – человек организованный, принципиальный, заслуженный, патриот своего хора, своего звена. Здесь все равны и всегда вместе. Совет звеньевых, руководимый секретарем, решает многочисленные вопросы, связанные с течением жизни коллектива и ролью в этой жизни каждого члена звена. Согласно Уставу хора, Совет звеньевых – первый помощник руководителя по организационным вопросам.

Ещё несколько участков в организации жизни хора выделились в особо важные, постоянно функционирующие и обязательные. Это – библиотека Старшего хора, музей становления и развития школы, музей музыкальных инструментов, санитарный, летописный секторы, оформительская группа и другие. Руководители групп и участков составляют Совет хора. Им руководит председатель – самый авторитетный, умный и добрый из ребят, ему помогает секретарь Совета.

Совет хора выбирается на один год общим собранием хора, проходящим во время летних хоровых сборах. Конечно, в Совет хора выбираются ребята на конкретную работу и потому их «профессиональные» наклонности и возможности имеют значение при выборах. Но всё же главным критерием в хоре при выборах в Совет хора остается способность ребят быть его душой, заботиться о хоре, стремление отдать все силы его членам, чтобы им было радостно трудиться, чтобы хор хорошо пел, чтобы своевременно готовилась смена руководителей секторов, чтобы никогда ни взрослым, ни детям не было стыдно за своё поведение и воспитание, чтобы хор «Весна» оставался Музыкальной республикой, как назвала его однажды газета «Московский комсомолец».

Летние хоровые сборы:

Учебный год в школе начинается не с 1 сентября, а с летних хоровых сборов. Первые такие сборы были организованы в 1967 году (после первого года существования нашей тогда ещё хоровой студии) в селе Громово Ленинградской области и с тех пор проводятся каждый год, являясь важнейшим этапом в жизни хора и каждого хориста. В разные годы хоровые сборыпроводились в Херсонской, Таллиннской, Кировской, Челябинской, Иркутской областях, в городах Вильнюсе, Клайпеде, Таллинне, а также в Болгарии, Латвии и Словакии.

По нашим правилам на летние хоровые сборы ездят абсолютно все ребята, поющие в Старшем хоре, а также новенькие, которые должны перейти в этом году из Кандидатского хора в Старший. Взрослые на сборах - это педагоги и сотрудники нашей школы. Дружной семьей хор живет и работает три недели.

К летним хоровым сборам в школе готовятся заранее. Уже в конце учебного года проходят заседания Совета хора, где вырабатывается программа жизни на сборах, распределяются по звеньям новенькие, к ним тщательно подбираются кандидатуры шефов. К этой работе все относятся очень серьёзно, так как одной из главных задач хоровых сборов является перевод, введение новеньких ребят в Старший хор. Именно на хоровых сборах они обучаются и воспитываются, проверяется их заинтересованность, трудолюбие, творческие способности, человеческие качества. Именно там и решается окончательно вопрос: принимается ли в Старший хор этот кандидат или нет.

Работа и жизнь ребят на летних хоровых сборах насыщена, интенсивна, интересна, многопланова. Время заполнено до предела в самом прямом смысле. Два раза в день хоровые занятия, четырехразовое питание, двухчасовой дневной сон, купание в бассейне, экскурсии, прогулки на природе, тематические вечера, посвященные Пушкину, Лермонтову, Глинке, Шуберту, Шуману, Рахманинову, Брамсу, вечер романса, вечер поэзии, вечер бального танца, постановка спектаклей или сцен из них. Полностью были подготовлены и поставлены, например, «Ромео и Джульетта» (сценой и зрительным залом были древние постройки одного из таллиннских монастырей), «Ревизор», «Маленький принц», «Снегурочка», «Снежная королева», «Любовь к трем апельсинам», «Золушка».

Радостные, отдохнувшие и уставшие одновременно, окрепшие физически и обогащенные нравственно, возвращаются дети в Москву, полные впечатлений и планов. В сентябре хор не будет раскачиваться, обустраиваться, организовываться. Он полностью готов к дальнейшей работе. Новенькие - уже не совсем новенькие – полноправные члены Старшего хора. Репертуар выверен, многое выучено полностью, концертная программа, во всяком случае, готова и, чаще всего, не одна. Все хорошо знают, понимают, чувствуют друг друга.

Шефство старших над младшими:

Новенький – это ребенок 9–10 лет, которому пора переходить из Кандидатского хора в Старший, где он должен выучить огромный репертуар хора, научиться читать сложнейшие партитуры, почувствовать и разобраться во внутренней жизни хора, стать полноправным его членом, поэтому к каждому новенькому прикрепляется шеф по звену (т.е. тот, кто будет учить его жизни в звене, в хоре) и шеф по партии (тот, кто поможет выучить текущий репертуар, будет учить искусству коллективного музицирования, искусству хорового пения). Часто один человек может одновременно быть шефом и по звену, и по партии.

Шефство – почётная, но очень трудная и ответственная работа. На неё выбираются самые уважаемые и преданные хору ребята. Шефу по партии нужно иметь хороший слух, он должен петь чисто и выразительно, быть музыкально грамотным и с педагогическими наклонностями. Под его руководством подшефный не только разучивает свою хоровую партию, но учится прочувствовать роль ее в общей партитуре сочинения, осознавать и осваивать такие приемы хорового пения, как штрихи, нюансы, цепное дыхание. Новое осознание понятия не просто «красивый» звук, но именно тот, который соответствует исполняемому сочинению. По-новому воспринимаются теперь нашим «новеньким» такие музыкальные понятия, как форма произведения или его частей, размер, тональность, темп, характер. Желательно уметь спеть свою партию с дирижированием. Когда партия выучена, шеф направляется со своим подопечным к принимающему партии.

Принимающие у новеньких хоровые партии назначаются руководителями хора. Это наиболее достойные старшие хористы, хорошо разбирающиеся в изучаемых в этот период сочинениях, способные достаточно профессионально и педагогично обратить внимание сдающего на недочёты, дать рекомендации или просто позаниматься на месте для исправления небольших ошибок. Мы очень надеемся на наших шефов и принимающих партии, наших неоценимых и незаменимых помощников. Конечно, взрослые тоже принимают партии у «новеньких» (на равных!)

Вот так и учимся, так и живём. Серьёзную педагогическую работу проводят сами дети. Понимая, чувствуя большую ответственность за свое дело, они выполняют его самоотверженно и с удовольствием. У всех получается по-разному и здесь необходима помощь взрослых. Мы стараемся бережно и тактично, но не очень навязчиво контролировать и направлять эту работу. На первых этапах деятельности шефов (в основном, на летних хоровых сборах) часто проводятся собрания шефов и подшефных, где те и другие делятся своими успехами или неудачами.

Забота старших ребят о маленьких продолжается в течение всего учебного года, пока Старостат и Совет звеньевых не примут решение об освобождении от шефства того, кто больше не нуждается в помощи и может дальше жить и работать в хоре самостоятельно. Очень приятно наблюдать, как часто бывшие шефы и подшефные сохраняют дружбу на долгие годы и даже после ухода из хора.